Интервью с Ясуо Кобаяси (Часть 1 из 4)

Видео-интервью было записано в 2017 году Гийомом Эраром, оригинал можно посмотреть здесь (https://youtu.be/N2UkRCHNJdA).

Вопрос: Как вы начали заниматься айкидо?
Ответ: Раньше я довольно регулярно занимался дзюдо в Кодокане. Мой дом находился напротив храма Ясукуни в районе Тиёда, так что это было недалеко от Суйдобаши, где находился Кодокан. Я начал ходить туда с детства. Когда я учился в старшей школе, я подружился с сыном покойного мистера Данзаки, президента Федерации Иайдо, который также занимался сумо. От него я узнал, что Уэсиба сэнсэй мог бросить Тенрю, борца сумо, который посещал Хомбу додзё. Таким образом я узнал о додзё Уэсибы и меня туда пригласили. По-моему, было 17 или 18 часов. Тренировку вёл Тада сэнсэй, у него тогда был 3 дан. На татами было 5 или 6 человек. Это было ещё то время, когда беженцы жили в додзё, — они занимали треть помещения. Айкидо не было широко известно. Это произошло осенью, я тогда учился в старшей школе. Когда я собрался уходить, Тада сэнсэй предложил мне присоединиться к додзё, если мне понравилось то, что я видел. Так я и сделал в конце апреля, после того как поступил в университет. Так я начал заниматься айкидо. Айкидо и Дайто-рю тогда ещё не были известны. Большинство людей и не знали о существовании традиционных школ дзю-дзюцу, однако дзюдо, кендо и карате были очень попялярны. Также был популярна европейская борьба, но корю дзю-дзюцу практически не существовало. Айкидо тоже не было известно. Я присоединился к додзё в апреле 1955, и айкидо впервые было показано широкой публике в сентябре того года на крыше универмага Такашимая. Я был новичком, поэтому просто помогал переносить и раскладывать татами, но это был первый раз, когда айкидо демонстрировалось на публике. Исояма сэнсэй сказал мне, что в его регистрационных документах в Ивама был записано «Дайто-рю айкидзюцу», а не «айкидо».В Хомбу додзё учеников регистрировали так же, как это делают сейчас. Они не ведут строгий учёт. Обычно на занятиях в Хомбу додзё было от 5 до 10 человек. Киссёмару сэнсэй всё ещё работал в охранной фирме. Тада сэнсэй был заместителем инструктора. Два года спустя, в районе 1957 года, Киссёмару сэнсэй начал преподавать айкидо на постоянной основе. После этого стало проводиться больше тренировок. Раньше мы тренировались в 6:30 утра и вечером. Современное расписание занятий из 5 тренировок в день появилось после того, как Киссёмару сэнсэй уволился с работы.

В: Что побудило вас стать учидэши в Хомбу?
О: Ну, Хомбу находился неподалёку от моего дома, когда я занимался дзюдо,
Кодокан был большой организацией, поэтому между её членами не было никакого взаимодействия. Хомбу был не таким: мы вместе пили чай до и после тренировки, мы могли вместе заниматься каллиграфией или сходить выпить вечером. Было интересно проводить время с людьми. Все учидэши приехали из сельской местности, так что они воспринимались и думали совершенно иначе, даже в том возрасте. Это было интересно. Это было основной причиной, по которой я оставил Кодокан и выбрал айкидо. Человеческое общение и дружба между учидэши.
Это был хаос. Когда не было тренировок, мы могли делать что угодно, например пить по ночам. Конечно, мы наводили уборку или ходили за продуктами, но в неурочные часы не было места для тренировок, потому что беженцы всё ещё жили в Хомбу и использовали его для своих нужд.
Мы занимались сумо или армрестлингом, и ходили пить по ночам, так как было недалеко до Синдзюку (главный коммерческий центр Токио — прим. Я.Д.). У нас были отношения типа сэмпай-кохай и те, у кого водились деньги, обычно сэмпаи, платили за всех. Когда кто-нибудь получал деньги от родителей, мы отправлялись пропивать их. В некотором роде, мы жили и ели с Уэсиба сэнсэем. Нам не нужно было беспокоиться ни о чём, кроме еды.

В: Как проходили тренировки у учидэши?
О: Было жёстко, потому что все были молоды. Мы проверяли друг друга, говоря, что техника не работает или не причиняет вреда. Я не был крупным, поэтому использовал круговые перемещения, чтобы утомить соперников. Я также быстро вставал на ноги после броска. Думаю, это было хорошо, с точки зрения тренировок.

В: Какие учителя повлияли на вас больше всего?
О: У разных учителей были разные подходы. Были некоторые аспекты, которые я находил прекрасными, а с другими я не был во всём согласен. Эти разные подходы помогли мне стать тем, кем я являюсь сейчас. Также, не было единого набора техник. Я думаю именно поэтому айкидо изменилось.
Я был ассистентом Коичи Тохея сэнсэя более 10 лет, был его уке, потому он сильно повлиял на меня. Я считаю его образ мышления прекрасным. Но было одно, с чем я не был согласен. У моих родителей было своё дело и они научили меня уважать своё происхождение, поэтому я остался в Хомбу.
Тохей сэнсэй покинул додзё 31 марта. Я сидел в офисе, когда он уходил со своими учениками, и Киссёмару сэнсэй посмотрел на меня и сказал: «О, ты всё ещё здесь, Кобаяси?». Думаю, он считал, что я тоже уйду, потому что я был ассистентом Тохея сэнсэя. Но, да, я благодарен своим родителям за то, чему они меня научили. Я думаю, что мы должны уважать свои корни.

В: Проводились ли в то время аттестации на дан?
О: Нет, такого не было. У нас не было экзаменаций. Раз в год, во время кагамибираки (традиционный праздник, проводится в первые дни Нового Года — прим. Я.Д.), на стену вывешивались таблички с новыми обладателями степени дан. Но когда в додзё появилось больше людей, мы создали систему аттестации.

В: С учётом того, что О-Сэнсэй больше не присуждал степени сам, что было нужно для того, чтобы называть себя учеником О-Сэнсэя?
О: Что ж, в моё время это было неформально, я думаю что учеником сэнсэя можно было считаться, если вы уважали его. В плане обучения есть разные подходы. Что касается количества лет, что нужно было отзаниматься, — не было фиксированного периода. Некоторые люди встречались с ним только на семинарах, особенно в сельской местности. О-Сэнсэй совершал поездки по регионам. Путешествовать тогда было не так удобно, как сейчас. Семинар
проводился один раз в год, в марте. Мы освобождались от обычных тренировок в Хомбу и были только занятия с О-Сэнсэем. Были учителя, которые посещали Хомбу только в это время. Так что я не знаю. Думаю, достаточно было сказать, что вы являетесь последователем Уэсибы.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

айкидо Санкт-Петербург
ВОПРОСЫ НОВИЧКОВ В АЙКИДО
Айкидо Санкт-Петербург
ОТЗЫВЫ ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЙКИДО
ТРЕНЕР ПО АЙКИДО
АЙКИДО БЛОГ ИНСТРУКТОРОВ