Айкидо — отзывы занимающихся: тренеры клуба айкидо Нэцуи

МНОГО БУКВ!

Глеб — не только один из самых активных занимающихся клуба айкидо айкикай «Нэцуи», он еще и прекрасный комментатор событий (тренировок, семинаров и других мероприятий). И сегодня мы начинаем цикл повествований Глеба о двух основных тренерах нашего клуба. О том, чем они похожи, и о том, чем они отличны.  Итак, нашему клубу айкидо айкикай «Нэцуи» и его тренерам посвящается!

1 часть:

Я считаю, что очень здорово найти в жизни, что то, что придется тебе по душе, то, что будет тебе доставлять радость, даже если ты будешь делать это каждый день. Особенно невероятно здорово если это превращается в твою работу, но уже найти что-то подобное, большое везение. Для меня это наш клуб Нэцуи, а в силу того, что я люблю часто поразмышлять почему так получилось, я хочу немного описать, естественно на мой взгляд, разницу в методике преподавания Андрея Баранова и Александра Морозова, почему так здорово что они работают в одном клубе и у нас есть возможность посещать занятия обоих. Но все-таки на минуточку отвлекусь и постараюсь объяснить, почему я выбрал именно их (и да это не, потому что у них имена на одну букву начинаются, тут есть своя логика). Сейчас в клубе есть, и другие инструктора, у которых хоть и меньший опыт преподавания айкидо айкикай, тем не менее, они имеют свои положительные качества и своих учеников. Основной причиной, конечно, является то, что в основном я хожу на занятия к ним (Андрею и Александру), хотя бывал на занятиях у всех инструкторов клуба, просто лично для меня, больше по духу подходят их занятия. Но есть еще один нюанс, среди всех инструкторов клуба именно эти двое дают на 90% одинаковое айкидо и не только, даже подход к айкидо у них очень похож, но в тоже время совершенно разный и очень дополняющий друг друга.

Начну я, наверное, даже не с методики обучения, а с выбора зала: залы Андрея разбросаны по всему городу, обычно в них проводится по 2 занятия в неделю. Причины такого подхода очевидны, кроме экономических, это желание охватить как можно больше территории. Залы Александра, когда их было несколько, территориально находились не далеко, а сейчас он один, но зато работает 5 дней в неделю. Вероятно, изначально все сложилось от расположения (Александр искал зал поближе к работе) но в итоге пришло к двум разным подходам в расположении залов клуба. Отсюда и особенности, часть учеников занимающиеся в залах Андрея зачастую встречают коллег по татами только на семинарах, экзаменах или других внутриклубных мероприятиях, в то время как ученики Александра приходя на тренировки иногда по 5 раз в неделю знают друг друга несколько более тесно, создавая свою атмосферу вне рабочего (учебного) кружка хороших друзей. Тем ни менее географическое разнообразие залов Андрея, безусловно необходимо для развития клуба в целом и привлечения все большего числа занимающихся. Про улыбку: Забавный факт — оба инструктора много улыбаются на тренировке. А что касается учеников то тут все не так однозначно, Александр часто обращает внимание учеников на отсутствие улыбки и сосредоточенный вид, по мимо шуток (инструктора у нас все веселые, скучных не держим) он буквально заставляет учеников на своих тренировках улыбаться и смеяться. Тут же вытекает и

минус, бывает, ученики слишком уходят в веселье и заставить сосредоточится на занятии у Александра отнимает некоторые силы и время. Несмотря на то, что Андрей очень часто улыбается и можно даже сказать, словно светится, когда рассказывает об айкидо или объясняет техники, ученики в зале сидят больше с задумчивыми лицами, бывают, смеются, но атмосфера в зале скорее серьезная (но не в коем случае не напряжённая). Конечно, такое различие вызвано и их разной энергетикой, а она у них очень разная. Про энергетику и перемещения в зале: Андрей перемещается по залу не спеша, вдумчиво, словно неторопливая река обтекает каждого ученика, ненадолго останавливаясь у каждого и подробно объясняя какие то важные моменты. Александр же возникает в разных участках зала, словно вспыхнувшее пламя, старается объяснять быстро и доходчиво, не тратя много времени на объяснения, предпочитая показывать, что бы через секунду оказаться, где то еще, возможно на другом конце зала. И с другого конца зала может окрикнуть, кого то с призывом не отрывать пятки или держать спину прямо. Складывается ощущение, что он находится одновременно везде…

2 часть: Вторая часть захватывающего эксклюзивного повествования Глеба о двух инструкторах клуба айкидо айкикай «Нэцуи» Андрее Баранове и Александре Морозове. Про выбор Уке: Андрей частенько выбирает в партнеры для показа техники совсем новичков, иногда даже из тех, кто еще кейко ги не купил. Такой подход полезен для самого новичка, это лучше его мотивирует и придает уверенности в себе (это особое ощущение, когда инструктор первый раз вызывает тебя для показа техники), хотя и замедляет общий процесс тренировки (иногда новичку приходится дополнительно объяснить что он должен сделать). Александр же обычно берет тех, кто уже имеет некий опыт (хотя это не правило, бывают исключения), дабы показать технику, какой она должна быть, без лишних объяснений, все дополнительные объяснения уже лично с каждым. Про объяснения техники: Андрей ищет разные образы, дабы донести их в разной форме ученикам. Может, что то так лучше уложится, все техники разбиты на этапы, много объяснений и они очень подробные. Александр же демонстрирует чуть более японский подход, надо показать, какие то акценты объяснить, но в основном практика. Про базовые упражнения: И Андрей и Александр относятся к базовым упражнениям как к основе айкидо, но если Андрей говорит, что базу надо отрабатывать дома и на тренировках уделяет не так много времени базовым упражнениям, то Александр дает базовые упражнения на каждой тренировки и очень много придирается к их исполнению. Про разное айкидо: Андрей часто показывает разнообразие айкидо и его вариативность, бывает, дает, что то не из программы вообще или из программы для данов. Александр тоже дает такие вещи, но существенно меньше, его девиз «не надо учить того что не надо». Про подход к программе обучения: Программа Андрея рассчитана на неделю (а возможно и на больший срок) и перетекает из одного в другое, где то, что то, дублируя, но приходя к чему-то одному из разных форм. Это особенно видно, если ежедневно ходить к нему, часть упражнений в разных залах будет дублироваться, так как не все ходят в разные залы, но и полностью повторять программу не имеет смысла, так как некоторые ученики курсируют между залами. Программу Александра скорее строится на тысячи повторениях, т.е. если у учеников где, то есть провал — это нужно повторить много раз подряд, отсюда появляются дни ирименаги или недели на один вход, но при этом же программа Александра более гибка и часто строится от состава учеников в зале и их уровня. Про новичков: Андрей уделяет время новым ученикам, но все же тренировка для всех, поэтому он показывает какие-то первоочередные вещи и по чуть чуть правит их, если нужно, но при этом не уделяя особо больше времени новому ученику чем другим. Новый ученик у Александра получает огромное количество внимания с его стороны на первом

занятии, почти на каждое упражнение Александр подойдет и объяснит отдельно как делать или назначит старшего ученика ему в помощь, при этом из за умения быть буквально везде остальные ученики так же не остаются без замечаний. Еще про объяснялки: Андрей в поисках новых объяснялок для техник часто приводит в пример техники с оружием для большей наглядности. Александр же в основном использует чистую технику, но чаще делает упор, на прикладную ее часть, показывая, как и где стоило бы нанести удар (хотя часто в слух повторяет, что в драке айкидо не работает и лучшее, что Вы можете сделать это вовремя избежать драки, ну или на крайний случай удачно сбежать)

3 часть: Третья, заключительная часть захватывающего эксклюзивного повествования Глеба о двух инструкторах клуба айкидо айкикай «Нэцуи» Андрее Баранове и Александре Морозове. Про оружие: Тренировки с оружием у Андрея очень разнообразны и чаще всего происходят в общем потоке учеников, то есть все выполняют одинаковую работу и иногда получается, что ученики первый раз взяв палку в руки делают то же самое, что и старшие ученики. Александр же все так же использует тысячу повторений, и ученики занимаются наработкой базовых ударов нужных для экзамена на свой кю. Про разделение: У Андрея вне зависимости от сложности техник все ученики делают одно и тоже (для старших учеников бывают дополнительные усложнения), по незнанию какие-то техники даются очень сложно. Александр же в конце занятия делить старших и младших и дает им поработать отдельно, больше внимания уделяя младшим Про другие единоборства: Андрей в объяснялках использует больше японские единоборства (кендо, дзюдо) объясняя форму приема, Александр же часто показывает варианты западных единоборств (бокс, кикбоксинг) желая донести больше практичности в прием. Про укими: Андрей на тренировки укими дает как часть разогрева, а отработка его необходима в другое время. Александр же на тренировки дает много упражнений на страховки, хотя так же поддерживает общую мысль о том, что укими нужно тренировать за пределами общих тренировок. Про техники: Андрей, бывает, дает для возможности почувствовать, как работает тело в движении очень длинные техники с несколькими переходами внутри, Александр же предпочитает короткие техники с большим акцентом на их конкретном исполнении. Все выше перечисленное не является непреложной истинной и конечно бывает по-разному, да и это лишь мое мнение и виденье тренировочного процесса у обоих инструкторов. Основную мысль, которую я хочу донести это то что, очень здорово иметь возможность занимается у двух таких отличных инструкторов и не только потому, что они большие молодцы, а еще, потому что это дает разнообразие и дает возможность посмотреть на вроде бы одинаковое айкидо с совершенно разных сторон.