О новичках в айкидо.

экзамен айкидоЯ пришел в айкидо в возрасте 25 лет. Т.е. в целом взрослым, побитым молью и жизнью человеком. Я прекрасно помню, как долго я собирался с силами, чтобы первый раз прийти в зал. Как много сил стоиломне, человеку застенчивому и необщительному, чтобы влиться в коллектив незнакомых мне людей. В память о тех днях, я посвящаю эти строки.
Начать тренировки, особенно в сознательном возрасте довольно тяжело.

Ты говоришь себе:

— я толстый, вот сгоню вес и сразу приду в зал

— я невыносливый, вот побегаю полгода и сразу приду в зал

— у меня нет экипировки, вот куплю и сразу приду в зал
Перечислять можно долго, есть множество причин для того чтобы откладывать момент истины. Но есть другие факторы, о которых человек предпочитает не говорить даже с самим собой. Многие испытывают чувство глубокого дискомфорта, когда попадают в незнакомый коллектив и начинают заниматься делом, которым они до этого не занимались. Кругом все шутят и разговаривают, а ты сидишь в стороне и остро ощущаешь чувство одиночества. У тебя ничего не получается, все лихо делают приемы, падают, а ты такой неловкий, зажатый, у тебя все болит с непривычки. И ты с тоской поглядываешь на часы, когда уже все закончится. И приходить на следующую тренировку нет желания. Быть новичком очень тяжело.
Многие инструкторы знают это, и видя твой интерес к занятиям стараются делать так, чтобы ты влился в коллектив. Уделяют больше внимания, подбирают более индивидуальные нагрузки, ставят в пару с более опытными занимающимися. Но это инструкторы. Они мудры, за их плечами годы тренировок. Институты, курсы, семинары.
Огромную роль в интеграции новичка играет собственно коллектив в целом, группа. Задача занимающихся принять новичка, не стараться показать ему свою удаль, не усугублять его ошибки и неуверенность в себе.  Более опытные ученики должны не разбегаться от новичка, как это бывает, а наоборот хоть раз за тренировку, но встать с ним в пару. Это хорошо и для неофита (более опытный партнер способствует более быстрому прогрессу) и для продвинутого ученика (поведение новичка более естественно). Более опытные ученики должны своим примером показывать своему младшему (по опыту занятий, но зачастую не по возрасту) товарищу,  как нужно вести себя в додзе, обращаться с оружием. Вовлекать его в предтренировочную разминку и самостоятельный, постренировочный разбор техник.
Мы все когда-то были новичками. Давайте вместе сделаем так, чтобы каждый вновь пришедший чувствовал себя единым целым одного дружного и сплоченного коллектива. Чтобы всем нам было интересно и комфортно друг с другом. Айкидо это не просто зал, не просто люди – это жизнь. И жизнь эта должна быть прекрасной.

 Александр Морозов